Монитор корабль 1862. Монитор (класс корабля). Мониторы ВМФ США

Когда в 1861 году в Соединенных Штатах началась гражданская война, флоты европейских держав уже были вооружены неуклюжими броненосными батареями времён Крымской войны, а первый французский мореходный броненосец «Глуар» успел вступил в строй. Однако в конструкции европейских броненосцев было мало действительно нового. Настоящей революцией в военном кораблестроении стал американский «Монитор», спущенный на воду 30 января 1862 года – именно он во многом определил концепцию дальнейшего развития капитального корабля. Первый в мире башенный корабль, первый броненосец береговой обороны специальной постройки, участник первого сражения броненосных кораблей, революционное оружие и один из символов Гражданской войны в США – всё это о броненосце «Монитор», спроектированном изобретателем Джоном Эрикссоном .

Всё в этом корабле было или самым современным, или изобретённым специально для него: едва выдающийся над водой прочный и лёгкий железный корпус, минимальная высота надводного борта, железная броня на толстой деревянной подложке, паровые котлы и машина, расположенные ниже уровня воды. Такая конструкция делала «Монитор» очень сложной целью для вражеской артиллерии – в этот корабль было трудно попасть, еще труднее было пробиться к его жизненно важным механизмам.

Не менее впечатляющей была и степень механизации корабля. Малогабаритная, надёжная и эффективная паровая машина с оппозитным расположением цилиндров, паровые насосы и опреснитель воды, принудительная вентиляция помещений, паровой привод подъема и вращения башни… Все эти машины и механизмы позволили максимально сократить численность экипажа, а, значит, и стоимость содержания броненосца. Наконец, главным нововведением стала башня, прикрытая толстой броней, вращавшаяся на 360 градусов и имевшая почти круговой сектор ведения огня. В башне были установлены две крупнокалиберные бомбические пушки с боекомплектом из сплошных ядер, бомб и бронебойных снарядов.

Впрочем, «Монитор» имел и серьезные недостатки – крайне плохую мореходность, низкую скорость, весьма ограниченный обзор из броневой рубки, совершенно не подходящую для тарана носовую часть и крошечный запас плавучести. Тем не менее, этот корабль стал быстрой и качественной реализацией удачной концепции, имел успешную боевую биографию и по праву заслужил статус национального символа США.

В новом интерактивном проекте портала Warspot вы можете ознакомиться с внешним видом и внутренним устройством американского броненосца «Монитор», описанными на основании архивных чертежей, свидетельств современников и фактически сохранившихся частей корабля.

Элементы корабля обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с тем или иным элементом, наведите курсор на соответствующий маркер и щёлкните по нему.


Двигательная установка


Двигательная установка броненосца «Монитор»: 1 – перо балансирного руля; 2 – четырехлопастной гребной винт; 3 – паровой конденсатор; 4 – паровая машина; 5 – платформа под паровую машину; 6 – угольный бункер; 7 – коробчатый огнетрубный паровой котел; 8 – дымовая труба; 9 – вентиляционная труба.

Перо балансирного руля

При перекладке балансирного руля встречные потоки воды содействовали его отклонению своим давлением на заднюю часть пера. Это позволяло прилагать меньше усилий для вращения штурвала при ручном приводе руля. Балансирный руль позволял обойтись одним членом экипажа (рулевым) для управления кораблем.

Четырехлопастной гребной винт

На большинстве винтовых пароходов середины XIX века устанавливали двухлопастные гребные винты, которые имели больший КПД, но часто ломались. По замыслу изобретателя, более прочный винт с четырьмя лопастями должен был работать плавнее и тише. На практике оказалось, что вращаясь, такой винт приводит к столь же сильным сотрясениям кормы, что и двухлопастной – проблема состояла в форме рабочей поверхности винта. Однако для военного корабля большая надежность четырёхлопастного винта была важнее.

Паровой конденсатор

Паровые котлы могут превращать в пар пресную или соленую морскую воду. Для кипячения соленой воды нужно потратить больше угля, а соли, оставшиеся после испарения воды, засоряют котел и вскоре приводят к поломке паровой машины. Очевидно, что лучше всего питать котлы пресной водой, однако в открытом море ее неоткуда взять. Можно везти пресную воду с собой, но в таком случае она займет много пространства и будет тяжелым бесполезным грузом. Эрикссон решил эту проблему. До начала работы котлы заполнялись пресной водой, затем выработанный пар приводил в действие паровую машину, после чего охлаждался и оседал в специальном конденсаторе. Затем конденсат снова подавался в котлы. Хотя часть воды испарялась, и приходилось брать соленую забортную воду, это был более эффективный способ, чем простое использование соленой воды. Побочным, но не менее важным эффектом стала возможность опреснять воду для нужд экипажа. Дальность действия пароходов в море больше не ограничивалась наличием пресной воды.

Паровая машина

Одной из ключевых идей, реализованных при строительстве «Монитора», стала минимально возможная высота надводного борта – защитить механизмы корабля должна была сама толща воды. Для этого нужно было разместить эти механизмы ниже ватерлинии – проблема состояла в габаритах обычных паровых машин. Эрикссон не мог просто взять и поставить на свой броненосец готовую паровую машину – она была бы слишком громоздкой и не уместилась бы только в подводной части. Инженер справился с задачей, создав компактную машину с оппозитным расположением цилиндров.

Угольный бункер

Бункеры (угольные ямы) предназначались для хранения каменного угля – топлива для паровых котлов. Их старались расположить как можно ближе к машинному отделению, чтобы было проще подавать топливо к котлам. Для команды любого парохода погрузка угля была самым тяжелым и неприятным занятием. Кроме того, после ее завершения требовалось отмыть внутренние помещения от вездесущей угольной пыли. Помимо основного назначения, на военных кораблях бункеры служили защитой машинного и котельного отделений (пробив борт, вражеский снаряд должен был застрять в угле). Кроме того, заполненный топливом бункер служил для поглощения осколков и энергии взрыва. Так, угольный бункер толщиной 2750 мм был эквивалентен 114-мм железной броне.

Коробчатый огнетрубный паровой котел

Для обеспечения паром основной и вспомогательных паровых машин на «Мониторе» установили четыре огнетрубных коробчатых котла, в каждый из которых уголь загружался в одну топку. Огнетрубными называют паровые котлы, в которых продукты сгорания топлива движутся внутри труб, снаружи омываемых водой. Корпус огнетрубного котла заполняется питательной водой с таким расчетом, чтобы она покрывала все поверхности нагрева и огневую камеру с учетом возможных кренов и дифферентов судна. Расход воды, испарившейся в котле, восполняется подачей свежей воды.

Дымовая труба

Дымовая труба служила для отвода из паровых котлов продуктов сгорания, а также увеличения тяги в топках котлов. Первоначально высокая цилиндрическая труба предусмотрена не была, а роль дымоходов выполняли два невысоких короба. В боевом положении они убирались, тяга резко падала, и максимальная скорость броненосца снижалась с 7 до 5 узлов. После сражения на Хэмптонском рейде на «Монитор» была установлена новая высокая цилиндрическая труба, которую при необходимости можно было снять силами экипажа.

Вентиляционная труба

Как и в случае с дымовой трубой, исходный проект «Монитора» не предусматривал наличия вентиляционной трубы – воздух в машинно-котельное отделение поступал через два решетчатых люка. Такое инженерное решение не обеспечивало людей и котлы достаточным количеством свежего воздуха, кочегары и машинисты жаловались на жар и духоту. Кроме того, даже при плавании в закрытой акватории в вентиляционные люки часто попадала вода. Проблему решили, установив над люками съемные цилиндрические вентиляционные трубы. Тяга в воздуховоде вентиляционной системы увеличилась, вода перестала заливать машину. Следует отметить, что «Монитор» был первым броненосцем нового типа, а потому степень влияния повреждений дымовых и вентиляционных труб на его скорость оставалась неясной. Боевой опыт подсказал, что прямое попадание в трубы случается очень редко, а труба, пробитая осколками – все равно лучше, чем ничего.


Полномасштабная реплика паровой машины броненосца «Монитор». Национальный морской музей Америки
marinersmuseum.org

Башня и артиллерия

Бронированная башня с круговым сектором вращения считается «изюминкой» проекта «Монитор». Принято считать, что конструкцию этого сложного и причудливого механизма разработал сам Эрикссон, однако это не так. Изобретателем башни, использованной на «Мониторе», стал американец Теодор Тимби. В конце 1840-х годов он разработал башню для военных нужд армии и флота. Для демонстрации своего изобретения Тимби изготовил масштабную модель, которую продал администрации Белого дома. За использование своей башни в конструкции первого монитора Тимби получил 13 500 долларов, что составило 5% от общей суммы выплаченных вознаграждений. Известно, что Эрикссон старался не акцентировать внимание на этом вопросе – видимо, его вполне устраивало повсеместное использование термина «башня Эрикссона» .


Схема орудийной башни броненосца «Монитор»: 1 – правая паровая машина привода вращения; 2 – механизм привода вращения; 3 – вооружение (две 11-дюймовые пушки Дальгрена); 4 – тяга механизма поднятия башни; 5 – броневые заслонки пушечного порта; 6 – листы брони на крыше башни; 7 – люк в крыше; 8 – железные балки крыши; 9 – броня башни.

Правая паровая машина привода вращения

Для вращения башни использовался своеобразный механизм, по своему действию схожий с домкратом. Вначале две паровые машины приподнимали всю башню над палубой корабля, а затем привод вращения поворачивал ее вокруг своей оси. После этого башня снова опускалась на палубу. В бою осколки снарядов нередко попадали в щель между поднятой башней и палубой – иногда это приводило к заклиниванию башни и невозможности её вращения.

Механизм привода вращения

Полное круговое вращение осуществлялось за 22,5 секунды. При этом моряки отмечали, что навести башню точно на цель невозможно.


Офицеры осматривают башню броненосца «Монитор» после боя на Хэмптонском рейде. На броне видны вмятины от снарядов «Вирджинии»
history.navy.mil

Вооружение

Орудия конструкции американского изобретателя и артиллериста Джона Дальгрена, вероятно, были самыми удачными представителями класса бомбических пушек. В 1822 году французский генерал Анри Пексан предложил вместо многочисленных мелкокалиберных пушек вооружать корабли несколькими пушками наибольшего из возможных калибров. Принцип действия бомбических пушек основывался на том, что попадание одной начиненной порохом бомбы нанесет врагу куда больший ущерб, чем попадания нескольких небольших ядер или бомб, сравнимых с ней по весу. Поскольку основной урон должен был наносить взрыв, а не удар, особого значения скорость снаряда не имела, и можно было выстрелить более тяжелой бомбой на большее расстояние. Первые образцы бомбических пушек могли стрелять только бомбами, но по мере совершенствования технологии изготовления этих орудий к 1850-м годам из них стало возможно вести огонь любыми типами боеприпасов.

Первые «дальгрены» поступили на вооружение американского флота в 1855 году (это были 152-мм пушки). Вскоре номенклатура орудий была расширена, и началось производство целой линейки калибров: 6, 8, 9, 10, 11 и даже 15 и 20 дюймов. За характерную внешность за пушками Дальгрена закрепилось прозвище «бутылки с содовой» . 11-дюймовая пушка была разработана и принята на вооружение в 1856 году. Всего до 1864 года на государственных арсеналах и частных сталелитейных заводах было изготовлено 465 единиц.

Основные характеристики гладкоствольных дульнозарядных бомбических пушек Дальгрена с броненосца «Монитор»

Регистрационный номер

27 «Worden»; 28 «Ericsson»

Год производства

Материал ствола

Калибр (диаметр ствола)

279 мм (11 дюймов)

Вес порохового заряда

6,8 кг (15 фунтов)

Типы снарядов

чугунное сплошное ядро весом 166 фунтов (75 кг); разрывная бомба весом 133,5 фунта (60 кг); стальное бронебойное ядро весом 166 фунтов (75 кг)

Длина ствола

4,089 м (161 дюйм)

Вес ствола

7130кг (15 720 фунтов)

Изготовитель

Арсенал в Вест-Пойнте (West Point Foundry)

Текущее состояние

на консервации в Морском музее в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния


11-дюймовая пушка Дальгрена и ее обслуга. Палуба американского шлюпа «Кирсардж». Сидней, 1869 год
history.navy.mil

Во время сражения между «Монитором» и броненосцем конфедератов «Вирджиния» ни один из них не смог пробить вражескую броню. Если для «Вирджинии» это можно объяснить отсутствием в её боекомплекте бронебойных снарядов, то ситуация с федеральным броненосцем была более сложной. После печально известного инцидента на борту шлюпа «Принстон», когда разорвавшаяся бомбическая пушка убила членов американского правительства, янки решили ограничить вес пороховых зарядов. Согласно правилам, вышедшим в 1860 году, для 11-дюймовой пушки Дальгрена следовало использовать заряд пороха весом 6,8 кг. Известно, что специально для сражения с «Вирджинией» для пушек «Монитора» было произведено 48 чрезвычайно дорогих и сложных в изготовлении стальных бронебойных ядер. Энергии от сгорания почти семи килограммов пороха было недостаточно, чтобы разогнать столь тяжелые ядра до скорости, необходимой для пробития брони «конфедерата».

После сражения на Хэмптонском рейде вес заряда увеличили до 9 кг, при использовании которого 102-мм броня «Вирджинии» могла бы быть пробита с дистанции около 240 м (согласно результатам официальных испытаний). Фактически же броня южного броненосца была низкого качества и не могла соперничать со сплошными бронеплитами британской выделки, на которых испытывались «дальгрены» северян. Кроме того, во время войны янки безопасно использовали заряд весом в 15 кг, а это значит, что бронебойные возможности 11-дюймового «дальгрена» были еще выше.

Броня башни

Вертикальная поверхность башни состояла из восьми слоев железных листов толщиной 25,4 мм каждый – листы этой импровизированной брони скреплялись насквозь заклепками. Никакой подложки для улавливания осколков предусмотрено не было. Если сравнивать наборную многослойную броню из однодюймовых листов с эталонной сплошной броней британской выделки, то она примерно наполовину слабее (по данным английских натурных опытов конца 1860-х годов). Северяне располагали технической возможностью изготовления сплошных бронеплит (что и было сделано для броненосца «Нью-Айронсайдс»), но производство многослойной брони было проще, быстрее и намного дешевле.


Консервация оригинальной башни и пушки броненосца «Монитор». Национальный морской музей Америки
marinersmuseum.org

Конструкция корпуса


Конструкция корпуса броненосца «Монитор»: 1 – железные шпангоуты; 2 – вертикальная подложка бортовой брони (дуб толщиной 356 мм); 3 – дубовые бимсы палубы; 4 – горизонтальная подложка бортовой брони (сосна толщиной 356 мм); 5 – палубный настил и подложка бронепалубы (сосна толщиной 178 мм); 6 – броня борта (три-пять железных листов, толщина каждого листа – 24,4 мм); 7 – броневая палуба (два железных листа, толщина каждого листа – 12,7 мм).

В начале 1860-х годов гражданские и военные паровые суда строились, в основном, из дерева. Корпуса деревянных пароходов расшатывались от сильной вибрации механизмов, были пожароопасными, тяжелыми и недолговечными. Куда более прогрессивным материалом для строительства судов с паровой машиной стало железо. При постройке небольших судов оно использовалось еще за полвека до начала Гражданской войны, однако янки строили деревянные суда почти до конца XIX века, что объясняется изобилием в США дерева и большими пошлинами на ввоз железа из Европы. Кроме того, в середине XIX века в США еще не существовало мощной металлургической промышленности. Не спешили переходить на изготовление железных корпусов и верфи – американским рабочим не хватало квалификации, а многие судостроители не могли приобрести дорогостоящие машины для обработки железных листов и профилей.

Все это отразилось на конструкции корпуса «Монитора». С одной стороны, броненосцу не нужно было «отрабатывать» вложенные в него деньги (в отличие от коммерческого судна), поэтому при его постройке использовалось более дорогое железо. С другой – Соединенные Штаты оставались аграрной страной с развивающейся промышленностью, чей уровень был далек от английской и французской индустрии. Поэтому даже при строительстве такого революционного корабля как первый башенный броненосец, широко применялось дерево. По сути, «Монитор» был композитным кораблем – из железа изготовили его набор (киль и шпангоуты) и наружную обшивку, а бимсы палубы были дубовыми.

Листы обшивки корпуса имели небольшую длину и ширину, благодаря чему их было легко изгибать и устанавливать. Гибка листов производилась с помощью вальцов, которые можно было регулировать для придания листам необходимой кривизны. При этом форма листов была простой. Чтобы получить лист сложной формы, его следовало нагреть до красного каления и выковать на ковочном штампе. В условиях нехватки времени судостроителям пришлось остановиться на простой форме корпуса и не использовать листы сложной формы. В итоге угловатость корпуса негативно сказывалась на скорости и мореходности корабля. Как только не глумились газетчики над «гадким утенком» Эрикссона, но в истории осталось наиболее широко известное прозвище – «головка сыра на плоту» (иногда переводят как «бочонок на плоту»).

Выбор места для быстрой постройки железного броненосца был крайне ограничен. Фактически он свелся к самому технически передовому металлообрабатывающему предприятию Севера – Континентал Айрон Уоркс в Нью-Йорке (Continental Iron Works). Строительство корпуса велось очень быстро – от его закладки до спуска на воду прошло всего три месяца.


Продольный разрез корпуса броненосца «Монитор» по башне (из комплекта оригинальных чертежей)
monitor.noaa.gov

Носовая часть


Носовая часть броненосца «Монитор»: 1 – жилые помещения; 2 – каюты офицеров; 3 – цепной ящик; 4 – боевая и ходовая бронированная рубка; 5 – шахта якоря; 6 – спасательная шлюпка.

В носовой части броненосца располагались жилые помещения и кладовые. Каюты, располагавшиеся ближе всего к боевой и ходовой рубке, занимали офицеры (это было сделано, чтобы они могли быстрее попасть в центр управления кораблем).

Бронированная боевая рубка была одновременно и ходовой рубкой. Таким образом, и в бою, и во время переходов управлять «Монитором» приходилось из тесного помещения с минимальным обзором. Первоначально рубка имела кубическую форму (то есть, с вертикальными стенками), но слабость такой конструкции проявилась во время боя на Хэмптонском рейде. В ходе модернизации защиту рубки усилили скосами до уровня наблюдательных щелей – после этого центр управления кораблём стал иметь почти пирамидальную форму.

По замыслу Эрикссона, в боевой обстановке ни один из членов экипажа не должен был находиться вне защиты брони, поэтому якорь был подвешен в специальной шахте на носу корабля. С одной стороны, это позволяло поднимать и опускать его, не поднимаясь на палубу, с другой – сильно снижало прочность носовой части. Первый же бой «Монитора» (с «Вирджинией») сопровождался обменом таранными ударами, нередки были тараны и в дальнейшем. По этой причине носовую часть первых серийных мониторов (типа «Пассаик») усилили, убрав шахту для якоря из чертежей.


Оригинальный якорь броненосца «Монитор». Национальный морской музей Америки
marinersmuseum.org

Основные характеристики броненосца «Монитор»

Монитор (башенный корабль береговой обороны)

Полное водоизмещение

Длина, ширина, осадка

54,6 × 12,6 × 3,2 м

Двигательная установка

1 оппозитная двухцилиндровая паровая машина (320 индикаторных л. с., 240 кВт)

2 коробчатых огнетрубных котла

1 четырехлопастной гребной винт

Наибольшая скорость

6 узлов (11 км/ч)

49 человек

Вооружение

две 11-дюймовые (280 мм) гладкоствольные дульнозарядные пушки Дальгрена

железная броня (площадь бронирования – 100%): башня – 8 дюймов (203 мм); полный пояс по ватерлинии – 3–5 дюймов (76–127 мм); верхняя палуба – 1 дюйм (25 мм); броневая рубка – 9 дюймов (229 мм)

Верфь Нью-йоркская судоверфь Строительство начато 4 октября 1861 Спущен на воду 30 января 1862 Современный статус затонул в море 29 декабря 1862 Параметры Тоннаж 987 тонн Длина 52 м Ширина 12,5 Осадка 3,2 м Бронирование железо Технические данные Скорость 8 узлов Экипаж 59 человек Вооружение Артиллерия 2 * 279 мм гладкоствольные пушки Дальгрена

История появления

Недостатки

Как корабль оригинальной конструкции, создаваемый в спешке «Монитор» обладал множеством недостатков.

Проблемы были с трёхсотсильным двигателем, позволявшем развивать скорость всего в 9 узлов. Однако такая скорость зачастую была недостижима: сверхнизкие борта не только снижали видимость корабля для противника, но и сильно ухудшали его маневренность, к тому же при малейшем волнении на море волны просто перехлёстывали через борта. В своём первом переходе корабль попал в волнение на море было всего в 2-3 балла , но и этого оказалось достаточным, чтобы корабль добрался до цели только чудом. Волны перехлёстывали через борта, негерметичные люки пропускали воду внутрь. Низкие трубы были повалены волной и вода погасила топки котлов. Трюмы оказались полны ядовитого дыма, остановившиеся машины не позволяли использовать паровые помпы и корабль медленно тонул. Только улучшение погоды позволило вновь разжечь топки, откачать воду и продолжить путь.

Свои недостатки имела и новейшая система применения пара для вращения башни. По свидетельству лейтенанта Грини башня вращалась то туго, то легко и быстро. «Трудно было начинать вращение, а если оно уже началось, остановить его».

Многие недостатки корабля можно было бы исправить, но завершившиеся строительство «Вирджинии» потребовало немедленного введения «Монитора» в строй.

Битва на рейде Хемптон Роудс

Основная статья : Битва на рейде Хемптон Роудс

Рисунок с изображением битвы между «Монитором» и «Вирджинией»

В ходе боя броненосца южан «Вирджиния» против блокадной эскадры северян 8 марта года преимущества нового типа судов проявились в полной мере. «Вирджиния» не понеся никаких ощутимых потерь уничтожила два мощных корабля противника («Камберленд» и «Конгресс») и тяжело повредила третий. Прибывший к месту сражения поздно вечером «Монитор» оказался последним средством способным оказать сопротивление «Вирджинии».

Командовал «Монитором» лейтенант Джон Л. Уорден (англ. John L. Worden) . Его заместителем был лейтенант Сэмюэль Дана Грини (англ. Samuel Dana Greene ), во время боя находившийся в башне. Третьим по старшинству был лейтенант Элбан К. Стимерс (англ. Alban C.Stimers ), служивший на «Мерримаке» до его захвата.

После нескольких безрезультатных залпов южане попробовали поразить противника в бойницы орудий, но на «Мониторе» пользуясь паровым приводом поворота башни разворачивали её после каждого выстрела, а не использовали имевшиеся тяжёлые железные плиты, предназначенные для этой цели, но сильно замедлявшие темп стрельбы и выматывающие матросов.

Однако вышло из строя переговорное устройство между башней и рубкой и приказы передавались через матросов бегающих по открытой палубе. По иронии судьбы оба матроса (Килер и Тофф) до службы на «Мониторе» были людьми сухопутными и доставляемая ими информация зачастую искажалась. Ориентация же из самой орудийной башни была крайне затруднена: специальные отметины, позволявшие различать левый и правый борта вскоре были затёрты и Грини приходилось часто вести стрельбу полагаясь лишь на собственную интуицию.

Убедившись, что «Монитор» также неспособен причинить вред противнику лейтенант Уорден пытается таранить «Вирджинию» со стороны винта. Однако «Вирджиния» лучше слушалась руля и сумела избежать столкновения. Тем не менее залп «Монитора» с минимального расстояния пробил таки броню «Вирджинии», но деревянная подкладка оказалась неповреждённой и течь не образовалась. В свою очередь капитан «Вирджинии» Джонс также попытался таранить противника. Однако специально приспособленного тарана, установленного на Вирджинии, корабль лишился ещё вчера в столкновении с «Камберлендом». Попытка подмять днищем низкий монитор тоже оказалась безрезультатной: удар пришёлся вскользь.

В башне «Мониторе» кончились снаряды, а для их дополнительной загрузки требовалось развернуть башню по носу корабля. Ошибочно приняв бездействие противника за поломку «Вирджиния» вновь попыталась добить стоящую на мели «Миннесоту», однако вскоре «Монитор» вернулся в бой.

К исходу третьего часа боя наводчики «Вирджинии» сменили тактику и стали целить в командирскую рубку. В результате одного из разрывов снарядов пострадал капитан «Монитора» Уорден: осколками и окалиной с внутренней стороны бронелиста ему выбило один глаз и повредило второй. Командование принял на себя лейтенант Грини, который принял решение уходить под прикрытие своих батарей: наступал отлив и даже корабль с столь малой осадкой рисковал оказаться на мели в виду береговых батарей противника, что привело бы к его потере. Кроме того, команда не спавшая с момента выхода корабля из Нью-Йорка устала как физически, так и психологически. Грини писал:

«Мои люди, да и я сам, были совершенно черны от дыма и пороха. Все мое белье было абсолютно черным… Я оставался на ногах так долго и был в таком взбудораженном состоянии, что моя нервная система совершенно измоталась. Нервы и мускулы резко сокращались, словно по ним постоянно пробегал электрический разряд… Я лег и попытался заснуть - с тем же успехом я мог попытаться взлететь».

Однако многочисленные наблюдатели на берегу считали иначе: помощник военного министра Фокс был возмущён отходом монитора и позднее требовал отстранения Грини от командования. Ряд газет как Севера так и Юга прямо обвинял экипаж «Монитора» в трусости.

Командование «Вирджинии» было удивлено отходом «Монитора», он казался противнику неповреждённым и некоторые время ожидало его возвращения на рейде. Однако «Вирджиния» оказалась не в состоянии сражаться с кем бы то ни было: корпус корабля ослаб от постоянных ударов, началась течь в деревянной основе судна, а начавшийся отлив грозил набравшему воды судну посадкой на мель. Корабль вернулся в Норфолк для ремонта.

Крайне маломощная тяжёлая промышленность южан, и так приложившая нечеловеческие усилия для создания «Вирджинии» (на переплавку пускали даже металлические ограды частных домов в городах) не сумела восстановить судно.

Таким образов, несмотря на то, что поле боля осталось за «Вирджинией» цель последней (прорыв блокады) оказалась неосуществлёнными, а цель «Монитора» (не допустить деблокады) оказалась успешно выполненной.

Монитор (класс кораблей)

Свидетелем сражения стал французский корабль «Гассанди» (Gassendi). Его командир впоследствии в Европе описал, увиденное им.

Вскоре после битвы, наглядно продемонстрировавшей возможности бронезащиты во всём мире появились корабли аналогичного класса: в США создавались как однобашенные так и двухбашенные мониторы. Их мореходные качества были существенно улучшены и позволяли кораблям выходить в море.

Аналогичными судами были укомплектованы флота Великобритании , России , Швеции, Норвегии , Дании и Перу. Примечательно, что первый монитор шведского флота, спущенный на воду спустя три месяца после битвы у Хемптон Роудс, был назван в честь Джона Эриксона.

Гибель

29 декабря года «Монитор» после ремонта следовал на буксире на тросе в Хемптон Роудс. Однако в районе 11 часов вечера случилось то, чего опасалась команда ещё во время самого первого похода: волны захлестнули корабль и он стремительно затонул. Вместе с кораблём погибло 4 офицера и 12 матросов (49 человек было спасено).

Место гибели

В 1973 году место гибели «Монитора», обнаруженное в 16 милях к юго-востоку от от мыса Гаттерас в Северной Каролине было объявлено первым национальным морским святилищем.

В 1998 году со дна моря был поднят винт корабля. 16 июля 2001 была поднята 30-ти тонная силовая установка. А в 2002 году после 41 дня работы со дня моря была поднята башня корабля. Во время подъема были найдены останки двух моряков, которые ожидают своей идентификации.

Нынче место гибели корабля находится под охраной Национального агентства океанологии и атмосферы (англ. U.S. National Oceanic and Atmospheric Administration ). Многочисленные части корабля, поднятые со дна, находятся в музее в

Вместо того чтобы принять которую-нибудь из форм прежних судов, мы видим, что монитор не имеет с ними никакого сходства, и даже можно сказать, что он совершенно им противоположен во всех отношениях. Судно, которое будет летать по воздуху, вероятно, не удалится настолько от общей идеи, как подводный монитор, прорезающий или ныряющий в волнах. Он уничтожает даже различие между силою 100-пушечного корабля и двухпушечной вращающейся батареи... Одним словом, монитором обозначается новая эра в истории государств. Ч. Бойнтон

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Монитор (класс корабля)

    ✪ Подъем останков боевых кораблей Пинской флотилии. Монитор "Винница" и бронекатер БК №205. ВМФ

    ✪ Д/ф - Поисковая экспедиция на корабль Пинской военной флотилии - Монитор «Смоленск». ВМФ

    Субтитры

Появление мониторов

Мониторы ВМФ США

Американский флот, впервые воплотивший идею монитора, построил значительное количество кораблей этого класса. На основании опыта действий во время Гражданской Войны 1861-1865 американские адмиралы длительное время считали мониторы лучшими военными кораблями; дополнительным фактором было то, что преобладавшие в то время изоляционистские воззрения предполагали основной задачей броненосных кораблей береговую оборону.

  • USS Monitor - единичный корабль, родоначальник класса.
  • Тип «Пассаик » - первые серийные мониторы, 10 единиц
  • Тип «Каноникус » - улучшенная версия типа «Пассаик», 9 единиц
  • USS Onondaga - единичный корабль, первый двухбашенный монитор
  • USS Roanoke - единичный корабль, трёхбашенный монитор, перестроенный из деревянного винтового фрегата
  • Тип «Миантономо » - серийные двухбашенные мониторы
  • Тип «Амфитрит » - «капитально модернизированные» (де-факто построенные заново) в 1877-1896 мониторы типа «Миантономо».

Мониторы в бою

Первый бой броненосцев, а именно «Монитора» и казематной «Вирджинии» (в отечественной литературе закрепилось первоначальное название - «Мерримак») произошёл 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде в ходе Гражданской войны в США . Этот бой продолжался более трёх часов и закончился «вничью», ибо разрывные бомбы, которыми стреляли пушки «Вирджинии», представляли значительную опасность лишь для деревянных судов и практически не причиняли вреда бронированным кораблям, а ядра «Монитора» вылетали со сниженной начальной скоростью из-за уменьшенных пороховых зарядов, предусмотренных из опасения разрыва установленных на нём новейших орудий Дальгрена. Если бы корабли были подготовлены к бою друг с другом, вероятно, что результаты поединка были бы иными.

Де факто патовый результат боя не помешал северянам объявить о своей победе, что серьёзно повлияло на оценку данного класса кораблей; вскоре на воду был спущен крупный флот мониторов, бывших в большей или меньшей степени увеличенными копиями своего родоначальника. Среди них были как корабли для рек и прибрежных районов, так и мореходные, и даже океанские, многие эксперты склонялись ко мнению, что мониторы в ближайшем будущем вытеснят все остальные типы боевых кораблей.

Между тем, в открытом море мониторы оказались очень уязвимы: сам первый «Монитор» утонул во время шторма у мыса Гаттерас , другой - на стоянке в порту от захлестнувшей его палубу с открытыми люками волны. Естественно, уже при незначительном волнении ни о каком ведении монитором боя речи тем более не шло. Кроме того, мониторы почти не имели запаса плавучести и шли на дно от малейшей пробоины в подводной части, то есть, не обладали живучестью - способностью оставаться на поверхности воды и продолжать бой при получении повреждений. Разработка же тяжёлых орудий, способных эти повреждения им нанести несмотря на броню, была лишь делом времени, не говоря уже о минах и вскоре появившихся торпедах.

Будучи, благодаря сочетанию мощной брони и практически кругового обстрела из орудий главного калибра, превосходными кораблями для боя, мониторы оказались ужасны с точки зрения службы мирного времени: условия нахождения экипажа на их борту были близки к нестерпимым. Так, температура в машинном отделении, заключённом внутри почти полностью находящегося под водой железного корпуса, достигала 62°С, при этом вентиляционные люки на палубе приходилось держать закрытыми уже при небольшом волнении, так как волны перехлёстывали через низкий борт. Остальной экипаж также размещался ниже ватерлинии, в условиях недостаточной вентиляции, тесноты и темноты.

Для мореходного броненосца оказалось необходимо иметь высокий борт, пусть даже и не полностью защищённый бронёй, а также обширные небронированные корпусные и палубные надстройки для размещения экипажа и других целей. В результате эволюция броненосных кораблей пошла по другому пути - вместо целиком закованных в броню «неуязвимых» мониторов стали строить корабли, имеющие сравнительно узкий пояс по ватерлинии и большой запас плавучести, за счёт чего они не тонули даже при принятии на борт большого количества воды через пробоины от снарядов или торпед.

В то же время, мониторы оказались удачным типом корабля для действий на реках и в прибрежных водах. Их строительство продолжалось до Второй мировой войны. Из крупных морских мониторов можно отметить английские «Эребус » (1916, 8000 т, 2×381 мм) и «Робертс» (1941, 9100 т, 2×381 мм), а также советский «Хасан» (1942, 1900 т, 6×130 мм). Также в какой-то мере их развитием стал самостоятельный тип корабля -

Монито́р (англ. monitor - «наблюдатель, контролёр») - класс низкобортных броненосных кораблей с мощным артиллерийским вооружением. Характерными особенностями являлась малая осадка и очень низкий надводный борт (всего 60-90 см). Немногочисленные тяжелые орудия размещались во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом. Бронирование обеспечивало высокую защищенность всей надводной части корабля (бортов, палубы, башен). В основном применялись для подавления береговых батарей и разрушения береговых объектов противника. Основной проблемой была слабая устойчивость к волнам, что ограничивало боевое применение мониторов.

Появление мониторов

Предпосылки к созданию мониторов появились после 1859 года. Именно в этот период во Франции появились бронированные стальными плитами корабли. Позже в Великобритании такие корабли получили название "броненосцы", именно применение кораблей такого типа кардинально поменяло характер морских сражений.

Первое практическое применение бронированных кораблей было во время Гражданской войны в США . Броненосцы были на вооружений обеих сторон конфликта. У конфедератов это были низкобортные бронированные корабли с установленным сверху казематом с наклонными стенками для артиллерийской батареи. Первый из них был переоборудованный после пожара фрегат Merrimack , который после этого получил название Virginia . После этого была построена серия подобных бронированных кораблей.

Федеральные власти приняли решение создать корабль, способный противостоять силам Конфедерации. Шведский эмигрант Джон Эриксон, который уже имел опыт создания технических новинок, решил создать совершенно новый и не имеющий аналогов в мире корабль. Это при том, что он планировал завершить постройку броненосца всего за три месяца. Проект Эриксона был настолько убедительным, что президент Линкольн заявил: «Я чувствую то же, что чувствует девушка, первый раз надевающая чулок: в этом что-то есть». После этого комиссия утвердила проект нового броненосца. Джон Эриксон всего за 100 дней построил в Нью-Йорке абсолютно новый корабль - Monitor . Уже 25 февраля 1862 года броненосец был введен в эксплуатацию, а 9 марта корабль прибыл в Хэмптон Роудс, штат Вирджиния.

Конструкция новейшего броненосного корабля была инновационной. Корпус корабля был цельнометаллическим. Борта имели высоту около 60 см и были бронированными. Кроме бортов была забронирована и палуба. Ближе к кормовой части броненосца находились две дымовые трубы, которые перед началом боя требовалось демонтировать. Поверхность палубы практически не имела надстроек, исключением были только рулевая рубка и башня. И рубка и башня имели хорошее бронирование. Так броня башни была многослойной и имела толщину 8 дюймов, что приблизительно равно 203 мм. Такая броня защищала броненосец от орудий южан всех калибров. Первый командир корабля лейтенант Уордена говорил о таком бронировании: «если снаряд ударит в башню под острым углом, то он отскочит от неё, не причинив повреждений ».

В башне были размещены два 11-дюймовых (279 мм) гладкоствольных орудия Дальгрена, которые заряжались с дула. Для этого они выдвигались в порты после перезарядки на талях. Данные орудия предназначались не для того чтобы пробить броню вражеской техники, а для разбития листов брони или сбития их крепления.

Оценив довольно удачную эксплуатацию мониторов американцами, ряд стран изъявил желание укомплектовать свой флот подобными кораблями. К их числу относились Великобритания , Россия , Швеция , а также Норвегия и Перу . Некоторые страны начали производство собственных мониторов, но были государства, которые заказывали подобные корабли у иностранных производителей.

Великобритания

Британская империя не даром называлась «владычицей морей». Для неё флот «открытого моря» всегда стоял на первом месте и лучшей защитой своего побережья считалось не допустить к нему флот противника, разбив его в открытом море. В качестве защиты портов использовались устаревшие броненосцы, но все-таки было несколько попыток создать корабли для береговой обороны. Первой попыткой стал HMS Glatton .Созданный на основе монитора USS Dictator он имел и ряд отличий, в частности, за бронированным бруствером разместили башню главного калибра с двумя 305 мм орудиями и надстройку. Несмотря на хорошую скорость и управляемость, он не утратил и основных недостатков мониторов, при этом имел осадку не позволяющей ему вести прибрежные операции. Следующей попыткой оказались броненосцы типа HMS Cyclops . Бронирование и главный калибр были меньше (254-мм) чем у HMS Glatton , но количество пушек удвоилось, но все недостатки предшественников так и не удалось ликвидировать. В результате все 4 корабля этого типа практически стояли в гаванях и крайне редко выходили в море. После таких провалов Великобритания отказалась от строительства мониторов.

Франция

После того как мониторы США совершили трансатлантический переход в 1866 году правительство Франции приступило к строительству кораблей подобного типа.Первым стал Tour . Следом были заложены 4 монитора типа Cerberus . В начале 1880х французы ответили англичанам на создание HMS Cyclops постройкой двух броненосцев типа Tonnerre и двух броненосцев серии Tempet , вооруженных двумя 270-мм орудиями. Корабли типа Tempet имели меньшие размеры и развивали скорость ниже чем корабли типа Tonnerre .

Россия

Россия тоже попала под веенье времени, было заказано десять мониторов (башенные броненосные лодки) типа «Ураган », а так-же построены двухбашенные мониторы типа «Смерч » и «Русалка ».

Швеция

Военно-морское ведомство Швеции придавало особое значение броненосцам береговой обороны, так как имело ограниченные ресурсы, а так-же театр боевых действий соответствовал предназначению этих кораблей. В 1865-1867гг. вступают в строй три монитора типа John Ericsson . Это однобашенные мониторы с двумя орудиями калибра 240-мм. В 1881 вступает в строй монитор типа Loke вооруженный двумя 381-мм орудиями. Хотя все четыре монитора были тихоходны (7 узлов), шведское командование считало, что она соответствует решению задач береговой обороны.

Норвегия

Норвежский военно-морской флот развивался по той же схеме, что и ВМФ Швеции. Это объяснялось не только схожим театром боевых действий, но и тем, что эти две страны были связаны договором и координировали свои военные программы. В 1866-1872гг. вступают в строй четыре монитора типа Scorpionen вооруженных одним 270-мм орудием. Они составляли основу береговой обороны до 1897 года

Аргентина

Мониторы типа La Plata в количестве двух единиц были построенные в Велико­британии, и они стали первыми броненосцами аргентинско­го флота. Вооружены двумя 229-мм орудиями.

Бразилия

В Бразилии были два монитора типа Javary вооруженные четырьмя орудиями калибра 254-мм.

Перу

Мониторы типа USS Canonicus USS Katawba и USS Oneota до конца граж­данской войны не успели вступить в строй, в 1868 го­ду их продали в Перу и они служили в составе перуан­ского флота под названиями Atahualpa и Маnсо Capac до 1879 года, пока их не затопили сами перуанцы, проиграв войну с Чили.

Чили

ВМС Чили имели в своем составе монитор Huascar . Принимал участие в морских сражениях второй половины XIX века, повлиял на обстановку в нескольких странах. Стал первым кораблем, против которого было применено торпедное оружие.

Типы мониторов разных стран

Название типа Построено, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия,кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/башня ГК/), мм
Monitor 1 1862 - 1862 987 8 2х279 127/38 /203
Мониторы типа USS Passaic 10 1863 - 1899 1875-1905 7 1х381 1х279 127/38 /280
Мониторы типа USS Canonicus 9 1864 - 1908 2100 9,5 2х381 127/38 /254
USS Dictator 1 1864 - 1892 4438 12 2х381 279/38 /381
USS Onondaga 1 1863 - 1867 1250 6 2х381 2х150 152/51 /279
USS Roanoke 1 1863 - 1865 3200 5 2х381 2х280, 2х229 127-144/38 /280-203
Мониторы типа USS Miantonomoh 4 1864 - 1874 3400 59 2х381 127/51 /254
USS Puritan 1 1867 - 1921 4912 15 2х508 152/38 /281
Мониторы типа USS Amphitrite 4 1895 - 1920 3990 16,5 4х254 2х102 178-229/44 /229
USS Monterey 1 1893 - 1921 4084 13 2х305, 2х254 152-330/76 /203
Мониторы типа USS Arkansas 4 1902 - 1937 3225 12 2х305, 4х102 279/26 /279
Название типа Построено, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия,кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/башня ГК/), мм
HMS Glatton 1 1871 - 1903 4990 12 2х305 245-304 / / 355 / 305-355
Мониторы типа HMS Cyclops 4 1874 - 1903 3560 11 4х254 152-203 / 38 / 203-228 / 228-254
Название типа Построено, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия,кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/башня ГК/), мм
Мониторы типа Cerberus 4 1868 - 1900 3344 10 4х254 152-203/ / 178-203 / 203-254
Мониторы типа Tonnerre 2 1879 - 1905 5765 14 2х270 254-330 / 51 / 330 / 305-330
Tonnant 1 1884 - 1903 5010 11,6 2х340 343-477 / 51 / 368 / 368
Название типа Построено, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия,кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/башня ГК/), мм
«Мониторы типа Ураган » 10 1865 - 1900 1655 7,7 2х229 127/25-37 / / 279
«
ITunes